«Если есть усилие, всегда есть достижение» – Кано Дзигоро
Кано Дзигоро родился в 1860 году в Японии, которая переживала катастрофические изменения. В течение предыдущих 200 лет правящий сёгунат Токугава пытался предотвратить любые потрясения в общественном порядке, проводя политику изоляции, известную как сакоку. Сакоку , или «запертая страна», предписывает строго ограничивать контакты с внешним миром, предписывая смерть любому въехавшему иностранцу или любому японцу, пытающемуся покинуть страну, что приводит к застойной нации, управляемой феодальной кастовой системой. Это уединение внезапно закончилось в 1853 году, когда американский коммодор Мэтью Перри и его «флотилия черных лодок» вошли в залив Эдо и, направив пушечные стволы, потребовали, чтобы Япония открылась внешнему миру. Это было принудительное «открытие».
Кано вырос в эти неспокойные времена, воспитанный отцом, твердо верившим в силу образования и сторонником модернизации. Он позаботился о том, чтобы молодой Кано посещал частную европейскую школу, в которой предлагались как классические японоведение, так и йогаку, или западное обучение. Кано преуспел в учебе, проявляя большой интерес к образованию, но, будучи небольшого роста – в 14 лет он был не намного выше 5 футов и все еще весил менее 100 фунтов – он обнаружил, что не может помешать своим однокурсникам издеваться над ним. Друг семьи, услышав о его дилемме, порекомендовал джиу-джитсу. Кано немедленно ухватился за это как за свое решение; единственная проблема заключалась в том, у кого он мог учиться.
В период Эдо только самураям было по закону разрешено тренироваться в вооруженном или рукопашном бою, но эта каста была фактически запрещена императорским указом 1871 года, который отменил все самурайские привилегии, включая право носить катану на публике или рубить простолюдин, не проявивший должного уважения (Кири сутэ гомен). Это также означало, что джиу-джитсу, когда-то являвшееся исключительной привилегией самураев, вышло из употребления и оказалось под угрозой исчезновения со стороны публики, не заинтересованной в его прошлом.
Кано вскоре поступив в Токийский университет в возрасте 17 лет, всерьез начал искать инструктора. Это оказалось трудным, поскольку, как описал это сам Кано, дзю-дзюцу в то время было «вышло из моды как устаревшее и неудобное, и только знаменитые мастера сохраняли их». В конце концов, в отчаянии, он обратился к местному костоправу, прослышав, что многие остеопаты (или костоправы) были бывшими дзюдзюцуками, научившимися своему мастерству на количестве костей, которые приходилось вправлять из-за грубого сверления. Это оказалось правдой, и остеопат познакомил его с Хачиносукэ Фукуда, мастером Тэндзин Синъё-рю дзю-дзюцу.
Кано сразу же поступил к Фукуде, и благодаря своему энтузиазму и усилиям он превзошел старшеклассников, получив титул Шихан-Дал, что означает «представитель Мастера». В августе 1879 года он действительно представлял Фукаду и его додзё во время демонстрации джиу-джитсу для Улисса С. Гранта во время визита бывшего президента Соединенных Штатов в Японию.
К сожалению, время, проведенное Кано с Фукудой, было недолгим, так как вскоре после этого Фукуда заболел и умер. В конце концов Кано был принят другим инструктором Тэндзин Синъё-рю по имени Масатомо Исо. Кано провел два года в додзё, став мастером Тендзин Синъё-рю дзю-дзюцу к 21 году, когда Исо тоже внезапно заболел и умер, вынудив Кано отправиться на поиски нового сенсея. Вскоре он найдет Цунэтоши Иикубо, который научит его Кито-рю дзю-дзюцу.
Несчастья сенсея Кано оказались Божьим даром, поскольку позволили ему испытать и сравнить педагогику трех Великих Мастеров, а также познакомить Кано с широким спектром дзю-дзюцу. Тендзин Синъё-рю, который Кано впервые изучил, был особенно известен своими атеми-вадза (удары) и катамэ-вадза (борьба), в то время как Кито-рю преуспевал в технике нагэ-вадза (броски). В дополнение к этим техникам, Кано, будучи любознательным и непредубежденным благодаря своей семье и академическому образованию, начал видеть способы изменить и улучшить методы, которые он изучал, даже если это означало выйти за рамки Тендзин Синъё-рю и Кито-рю дзю-дзюцу.
Когда он неоднократно проигрывал более крупному ученику в своем додзё и нуждался в способе компенсировать свой меньший рост, он добавил в свой репертуар приемы сумо и западной борьбы. Он также начал развивать свою революционную концепцию кудзуси или «выведения из равновесия».
В 1882 году 22-летний Кано взял девять учеников и основал свое собственное додзё, хотя сам все еще был учеником Мастера Ликубо, который несколько раз в неделю приезжал, чтобы помочь с инструкциями. Здесь он начал преподавать свою собственную версию дзю-дзюцу, предлагая смесь множества различных рю наряду с новыми техниками, которые он разработал или взял из других дисциплин, а также кудзуси. Он также начал сосредотачиваться на педагогике джиу-джитсу, реформируя то, как его практиковали и преподавали. Эффективность реформированной версии джиу-джитсу Кано была доказана в тот день, когда он победил своего мастера Цунэтоши Иикубо во время рандори (свободной практики). Кано никогда не мог бросить Иикубо, который был из школы Кито-рю и был очень искусным в бросках, но в тот день Кано заблокировал каждое его движение. а затем применил две свои техники — укевадза и сумиотоси — чтобы бросить мастера джиу-джитсу не менее трех раз. «Боюсь, мне больше нечему тебя учить», — сказал впоследствии Иикубо Кано.
Кано теперь сам себе хозяин, но чему он будет учить? Ответ произвел бы революцию в джиу-джитсу и боевых искусствах, как он позже объяснил: «Собрав воедино все хорошее, что я узнал о различных школах, и добавив к этому свои собственные изобретения и открытия, я разработал новую систему физической культуры и морального воспитания. Это я называю Кодокан Дзюдо». Дзю означает «податливость», а до означает «путь», таким образом, дзюдо переводится как «путь податливости» или «мягкий путь». Поскольку название дзюдо использовалось Дзикисин-рю за 250 лет до Кано, Кодокан, что означает «зал для изучения пути», был добавлен, чтобы различать их.
Продолжение следует…