Национальных видов борьбы известно великое множество.
Поговорим, лишь о некоторых.
В старину швейцарские крестьяне с высокогорья “Сеннен” мерялись между собой силой и ловкостью в традиционной борьбе, называемой “Швинген” (качания, извивания). Позже, им стали составлять конкуренцию крутые и проворные ребята из равнинных районов Швейцарии – “турнерс” (гимнасты). До сих пор различают два стиля борьбы швинген – “Сенненшвинген” и “Турнершвингер”, отличающихся, в основном, лишь цветом одежды борцов.
Кельтская борьба – это борьба исключительно в стойке (в отличие от большинства других популярных видов, в кельтской борьбе не борются на земле). Существует несколько стилей кельтской борьбы, но в настоящее время широко известны лишь три из них: “Гурен” (что по-бретонски означает “борьба”), исключительно популярный вид в Бретани (северо-запад Франции), “Корнуэльский стиль” (Корнуэлл, Англия) и шотландский стиль “Бекхолд” (“Backhold” – захватывать за спину). Эти стили отличаются друг от друга, главным образом, формой одежды борцов. Одеяние современного борца гурен состоит из специальной борцовской рубашки “рошед” и штанов ниже колен – “браго” (bragoЫ). Рошед снабжен внутренним ремнем, чтобы можно было осуществлять захваты за пояс. В корнуэльской же борьбе надевают незастегивающуюся куртку с двумя веревками, связывающими распахнутый проем. Шотландские борцы борются в юбках (и мужчины и женщины). В кельтской борьбе запрещены захваты руками ниже пояса. В этом виде борьбы применяется множество различных приемов – подъемы, подсечки, сбивания и броски. В большинстве из них задействованы ноги. В теплое время годя борьба Гурен ведется на древесных опилках, а зимой – в помещениях, на специальных матах “паленн”.
Безусловно, самым популярным видом кельтской борьбы является “гурен”; этот стиль намного опережает все остальные стили этой борьбы с точки зрения участия женщин.
Борьба в стиле Бекхолд (backhold – захват за спину – англ.) – один из древнейших и базовых видов единоборства; изображения с эпизодами этой борьбы, относящиеся к 7-му и 8-му столетиям, можно найти на крестах и стоячих камнях в Шотландии и в других местах обитания кельтов.
Исландскому народному стилю борьбы “Глима” (буквальный перевод – “игра радости”) – по крайней мере 1100 лет. Глиму привезли на остров поселенцы-викинги, и с тех давних времен исландцы занимаются этой борьбой. В старые времена жизнь викингов была жестокой, и борьба являлась не только развлечением, но и имела большое прикладное значение для тренировки воинов. Как и большинство народных видов борьбы, глима изначально являлась чисто мужским делом. В старину существовало три основных подвида глимы: формальная глима (“классический стиль”), борьба.”свободными захватами” (“вольный стиль”) и борьба-дуэль – насмерть! В поединках насмерть, которые происходили только в случае серьезных оскорблений и обид, дуэлянты отправлялись на площадку, нависающую над глубокой пропастью и боролись до тех пор, пока одного из них не сбрасывали с обрыва.
Глимой традиционно занимаются на открытом воздухе, в одежде, при соответствующей погоде. В условиях исландского климата люди иногда хотят побороться, чтобы попросту согреться холодной ночью!
Лоита Галега (Loita Galega – «галисийская борьба») – борьба которую практикуют галисийцы. Указанное название является официальным с 1986 г., когда группа энтузиастов решила возродить традиции народной борьбы галисийцев. В традиционной сельской среде для названия народной борьбы чаще употребляются исконные названия (“Tumbadela”, “Chimpa”, “Caiados” и др).
В 2008 году парламент Галисии единогласно переименовал борьбу Лоита Галега в «лоита кельта» (то есть, в «кельтскую борьбу»), хотя нет никаких признаков того, что этот вид борьбы произошел от кельтских видов. Это название изобретено местными политиками, подчеркивающими свое происхождение от кельтов и таким образом позиционирующими себы отдельно от остальной Испании.
Лоита галега представляет собой борьбу вольного стиля с продолжением схватки на земле и произвольными захватами за одежду и тело соперника как выше, так и ниже пояса.
Луча Канария (Lucha Canaria – исп.) – древний вид борьбы, до сих пор популярный на Канарских островах (территория Испании, расположенная к западу от Западной Африки). Это индивидуальный и командный вид спорта, которым занимаются и мужчины и женщины. Каждая команда борцов состоит из 12 человек, которые борются на песчаной площадке один-на-один на выбывание. Основной принцип этой борьбы – вывести соперника из равновесия и заставить его/ее первым коснуться земли любой частью тела, кроме ступней.
Первое свидетелство о существовании канарской борьбы приведено в “Хронике” Альвара Гарсиа де Санта Мария и относится к 1420 году, задолго до испанского завоевания архипелага. В “Поэме де Виана”, вышедшей в 1604 году, упоминаются правила и приемы канарской борьбы. Канарская борьба – однин из старейших видов единоборств, в котором с давних времен участвуют женщины.
Найахапуами (najarapuami) или нарайапуаме (narajapuame) – традиционная народная борьба индейского народа тарахумара (тараумара) или рарамури. В схватках нарахапуами могут участвовать как мужчины, так и женщины, а также и смешанные пары. Весьма популярны поединки двое на двое – между двумя супружескими парами.
В этой борьбе соперники выходят на схватку в повседневной одежде. Площадка для борьбы посыпана песком или опилками и имеет форму круга. Единственным спортивным инвентарем является пояс, за который соперники берутся перед началом поединка и который должен удерживаться до его конца. В некоторых случаях борются без поясов, тогда соперники либо хватаются за одежду в районе пояса, либо обхватывают друг друга руками “крест-накрест”, сцепляя их в замок на спине соперника.
Одна из традиций шингуано и других племен бассейна Амазонки – проведение фестивалей, во время которых народ танцует и состязается в различных видах спорта – от перетягивания каната до борьбы, причем участвуют не только мужчины, но также подростки и женщины. Эти праздничные игры дают возможность собираться вместе и сохранять (а иногда и восстанавливать) старинные навыки и обычаи. Шингуано стремятся быть в хорошей физической форме и участвуют в различных традиционных видах спорта, включая знаменитую борьбу «ука-ука», в которой Шингуано – непревзойденные мастера. Именно благодаря ей, эти крошечные племена, затерянные в амазонских джунглях, стали известны всему миру, а танец ука-ука танцуют повсюду.
В обществе, где доминируют мужчины, женщины берут реванш во время ритуального праздника «Ямурикума», проводимого осенью, в сухой сезон. Во время этого праздника они надевают перья и коленные трещотки, которые обычно дозволено носить только мужчинам, выступают с оружием, совершая мужские телодвижения, Помимо многих других спортивных и танцевальных мероприятий, незамужние женщины (подобно мужчинам) участвуют в борьбе ука-ука. У шингуано первенство в борьбе – важная составляющая племенной гордости.
Фестивали тинку проводятся в труднодоступной горной местности, на границе проживания двух основных этнических мегагрупп Боливии – аймара и кечуа. Согласно местной родовой системе все население делится на кланы (moieties). Слово “тинку” в языках аймара и кечуа означает “сходка”, “сшибка”. Тинку – это своего рода праздничный ритуальный фестиваль, который происходит обычно дважды в году, во время традиционных праздников, в селениях Мача, Покоата и Акацио и других и продолжается несколько дней; мужчины, женщины и дети приходят туда с едой и выпивкой. Во время этих мероприятий мужчины и женщины каждого клана дерутся врукопашную с представителями противоположного клана. Хотя конфликт между кланами считается символическим и церемониальным, дерутся по-настоящему, нанося друг другу увечья, иногда фатальные. В этих поединках определяется статус клана и статус участников внутри клана. Другим важным, но неафишируемым мотивом схваток тинку, является соперничество племен аймара и кечуа.
Паташо – прекрасные спортсмены, они в совершенстве владеют такими видами спорта как стрельба из лука, метание топора и копья, борьба, бег по суше и по воде, гонки на каноэ и плавание. Они активно принимают участие в ежегодно проводимых Играх Индейцев Паташо и в Играх Коренных Народов Бразилии.
Борьба у паташо – это борьба вольного стиля с произвольными захватами и тело соперника как выше, так и ниже колен. Для победы необходимо бросить соперника на землю так, чтобы он коснулся земли спиной (лопатками). Борются в набедренных соломенных юбках.
Особенностью борьбы паташо является популярность ее среди женщин. Схватки проводятся по половому признаку – девушка с девушкой, парень с парнем.
Современный стиль монгольской борьбы «боке», или “бух» (что по монгольски означает «сила, единство, прочность») зародился в 11 веке. Этот стиль состоит из двух ветвей – халхасская разновидность «бохийн барилдаан», получившая развитие в государстве Монголия и стиль “бух барилдах», популярный в китайской провинции Внутренняя Монголия.
Национальная борьба бух барилдах («борьба силачей») – один из видов традиционной монгольской борьбы боке (или бух), имеющий распространение у ряда монгольских народов и бурятов, проживающих в автономном районе Внутренняя Монголия (территория саверо-восточного Китая). У некоторых народов она известна под своими местными названиями, например, монгоры называют ее валиди, дауры – буке тали (см. Буке тали) и т.д. По технике и многим ритуалам, бух барилдах во многом схожа с халхасской разновидностью борьбы (Бохийн Барилдаан), общеизвестной как национальный вид борьбы Монголии.
Эр Оодарыш – традиционная киргизская борьба всадников (эр – мужчина, храбрец, богатырь; оодарыш – переворачивание, сваливание). В ней каждый из участников, маневрируя на своем коне и применяя различные захваты выше пояса, пытается сбросить своего соперника на землю или заставить его спрыгнуть с коня. Победа также защитывается, когда соперника удается перетянуть и уложить на круп своей лошади.
Нганасаны («люди», самоназвание няа, ня — «товарищ») – небольшой народ численностью около 800 человек, коренное население Таймыра (Долгано-Ненецкий автономный округ России). Нганасаны – самый северный народ Евразии, с самым однородным генетическим набором, характерным для самодийской этнической группы.— самодийский народ в Сибири. Термин нганасан (от нанаса, нанасан — человек) был директивно введён в СССР в 1930-е годы как ошибочное обобщение известного многим народам Севера употребления слова со значением «человек» в качестве эндоэтнонима. Нгагасаны – полукочевой народ, основным занятием которого издавна являлось оленеводство.
Несмотря на малочисленность, нганасаны сохранили многие старинные традиции, среди которых – сразу несколько видов национальной борьбы: поясная борьба с удержанием захвата пояса до конца схватки, а также единоборство с болевыми приёмами и ограниченными ударами руками и ногами. Последний вид национального единоборства исстари применялся мужчинами для решения спорных вопросов, в особенности при соперничестве за женщину. Но нганасанские женщины не безответные существа, они тоже участвуют в единоборствах, предпочитая традиционный вид борьбы торуаса, в котором не применяются ноги. Торуаса – это борьба в стойке без продолжения схватки на земле с обоюдным захватом друг друга выше локтей. Борьба торуаса базируется на силе и устойчивости. Борьба девушек – украшение национальных праздников, большинство из которых приходится на зиму. Девушки борются в красочной зимней одежде, пошивом которой славятся нганасаны.
Еннин-гыйнын или ченчен-гыйнын – традиционная борьба коряков. Это борьба вольного стиля в стойке без продолжения схватки на земле (снегу). Она во многом аналогична торуасе, кроме возможности помогать себе ногами. На схватку соперники выходят в обычных или специальных борцовских штанах, мужчины борются обнаженными по пояс. Это даже отразилось в лексике корякского языка, например, слово «ичг’ыйтывэк» в равной степени означает «снимать одёжду, раздеваться» и «вызвать на борьбу».
Для победы (эналват-гыйнын) необходимо бросить соперника на землю спиной вниз. В отличие от Торуасы, в еннин-гыйнын применяются различные подножки, подсечки и броски с помощью ног.
Хапсагай (букв. “борьба ловких”) или тустуу (“борьба”) – якутская национальная борьба. Представляет собой борьбу вольного стиля с захватами руками за любую часть одежды и тела как выше, так и ниже пояса. Схватка ведется только в стойке без продолжения борьбы на земле, с очень активной работой ног. Наиболее известными приемами борьбы являются: сваливание соперника захватом головы и ноги (тюргэн), бросок передней подсечкой (халбарыйан тэбии) и другие. Многие приемы соединены в многоступенчатые комбинации. Соревнования по борьбе устраивались во время проведения различных праздников, главным из которых является “Ысыах” – “весенне-летний кумысный праздник”. В соревнованиях по хапсагаю участвуют и женщины. В 1944 г. соревнование женщин было включено в программу летней республиканской спартакиады Якутской АССР. В Чуранче в те же годы борьба была почти женским видом спорта – соревнования по хапсагаю проходили среди двенадцати пар женщин.
Летхвэй, “бирманский бокс” – форма восточных боевых искусств, популярная в Бирме (Мьянма). Бирманский бокс относится к экстремальным стилям единоборств (“без правил”).
Летхвэй во многих отношениях аналогичен своим “родственникам” – боевым искусствам Юго-Восточной Азии, таким как Томой (Малайзия), Прадал Серей (Камбоджа), но прежде всего – Муэй Тай (Таиланд). Все эти стили ведут свою родословную к древним поселенцам из Китая и Индии.
Куреш – борьба на поясах (кушаках) – популярнейший вид спорта и потеха у тюркских и других народов (названия этого вида спорта в разных языках немного различаются: куреш – у татар и башкир, кураш – у узбеков, гуреш – у турок, курес – у казахов и т.д.). Борьба куреш – одно из главных событий веселого летнего праздника “Сабантуй” у татар и башкир (у других народов существуют свои праздники и фестивали, в которых участвуют борцы на поясах). Но куреш – это не только праздничная потеха, но и серьезный вид спорта, в котором проводятся турниры и чемпионаты всех уровней – вплоть до мировых. На международной арене этот вид борьбы часто называют просто “поясной борьбой”.
Упоминания о борьбе куреш встречаются еще в шестом веке. В старину ни одно мероприятие у кочевников не обходилось без борьбы на поясах. Борцовский турнир длился иногда по 5-6 часов, до тех пор, пока не выявлялся абсолютный чемпион. Испокон веков схватки по борьбе куреш проводились на траве.
Сирым (Ссирым, Ссиреум) – корейская национальная борьба. Это старейший традиционный корейский вид спорта – настенные изображения борцов можно обнаружить на гробницах королевства Когурё (37г. до н.э. – 660г. н.э.).
По традиции Сирым являлась популярной забавой во время корейского праздника ”Оволь Дано” (Весенний праздник). Соревнования по этой борьбе также проводились и в другие дни, особенно часто летом и осенью. Люди собирались для того, чтобы разделить радость и освободиться от морального и физического напряжения от тяжелой раборы, которая продолжалась от весны до осени. В прошлом наградой за победу в борцовском турнире являлся рогатый скот, который символизировал силу борца, а также представлял большую ценность в сельскохозяйственном обществе.
Борьба Ги-Ге Народ Ий, Китай, Вьетнам
Борьба Кусти (или Кушти или Пехлвани) – древний вид спорта, неразрывно связанный с религиозными ритуалами Зороастризма и Индуизма) Кусти представляет собой синтез местного вида борьбы древних арийских и индусских племен (история которых восходит к пятому веку до нашей эры) и персидского (иранского) стиля борьбы, принесенного в Южную Азию во время правления Великих Моголов. Старые борцы (пехлваны) жили изолированно от женщин и должны были целиком посвящать себя совершенствованию своего тела..
В настоящее время этот стиль борьбы по-прежнему популярен во многих регионах Индии. Борцовские состязания ведутся на квадратных влажных глиняных площадках (или неглубокоих ямах) “акара” (или акада). Самые важные состязания привлекают до двадцати тысяч зрителей и больше.
Народ Баквери (или Кпе) – этническая группа, проживающая в Камеруне, в ста селениях около горы Камерун, их численность – 71 тысяча человек. Согласно устной традиции баквери, они жили у горы Камерун еще четыре тысячи лет назад. Баквери – горный воинственный народ, который всегда защищал свою независимость и территорию от соседних племен и от колонизаторов – англичан и немцев. Хотя в настоящее время баквери – это вполне современные люди, многие из которых исповедуют христианство, они по-прежнему верны многовековым традициям и сохраняют традиционную племенную организацию.
Горцы баквери хранят старинные традиции, в том числен, традиции своей национальной борьбы Весуа, которая отражает характерные черты, присущие баквери: выносливость, проворность, ярость, умение и состязательный дух. Для баквери борьба – очень серьезное занятие, в которое вовлечены все члены племени. Раньше поединки по борьбе были не просто спортом, в них выявлялись лидеры и вожаки селений и кланов, такие схватки были способом разрешения конфликтов между селениями, Накал на борцовских состязаниях был настолько высок, что нередко приводил к дальнейшей вражде между деревнями победившего и проигравшего борца. Так, например, состязания между двумя деревнями Ганго и Молонде в 1891 г. даже закончились войной между ними. Ныне борьба весуа – это обычное спортивное состязание, хотя и весьма престижное.
Якё (Якурр) – народность в Нигерии, населяющая штат Кросс-Ривер. Говорят на языке локо, отосящимся к нигерийско-конголезской языковой семье. Якё занимают небольшую территорию в 150 кв. км в густых тропических лесах, на левом берегу среднего течения реки Кросс, недалеко от границы с Камеруном. Основным занятием Якё является выращивание ямса, помимо которого они выращивают также кукурузу, окру и тыкву; также производят пальмовое масло. Якё живут в компактных селениях, состоящих из больших дворов, в каждом из которых живет несколько кланов по мужской линии. Селения находятся друг от друга на расстоянии от 8 до 13 километров. Численность Якё по последней переписи 1953 года – 38204.
Состязания по борьбе занимают важное место в жизни и культуре Якё. В каждом большом селении Якё сложились свои особенности борьбы, в рамках общей традиции Кепу (борьбы). В целом, у народа якё превалирует борьба вольного стиля без обязательного предварительного захвата. Схватка ведется только в стойке без продолжения борьбы на земле. Разрешено проводить захваты руками за ноги и выполнять приемы с воздействием ногами на ноги соперника. Для победы необходимо бросить соперника на землю, при этом не обязательно на спину.
Народ Фанти (Мфансефо) проживает в Западной Африке, на юге Ганы и на юго-востоке Кот д’Ивуар (Берег Слоновой Кости), на побережье Гвинейского залива. Численность фанти, относящихся к языковой группе Акан, около 2 миллионов. (Бывший генеральный секретарь ООН, Кофи Аннан, принадлежит к народу фанти). Как и у большинства народов группы Акан, наследование ведется по материнской линии.
Ахумадсин суа-суа («подражание буре») – традиционные виды борьбы народа фанти, они известны с древности и использовались западно-африканцами как средство физического и воинско-физического воспитания. Соревнования по суа-суа проводились в дни традиционных календарных праздников.
Борьба у фанти практиковалась в нескольких разновидностях. Первая из них – борьба вольного стиля с применением приемов с болевым воздействием на суставы, в которой разрешены также разнообразные броски с воздействием ногами на ноги соперника. Наблюдавшие ее очевидцы сравнивают ее с японским дзюдо.
Другой вид борьбы известный среди фанти – это борьба на поясах, где захват обеими руками удерживается до конца схватки. Данная разновидность борьбы пользовалась популярностью среди женщин. В одной из разновидности поясной борьбы перед началом противоборства двое соперников занимают исходную позицию, производя взаимный захват за пояса. Затем позади каждого из них становится группа людей, которые захватывают их за пояса. По сигналу начинается командное перетягивание. Побеждает команда, сумевшая перетянуть другую на свою сторону или повалить на землю ведущего борца, не отпуская захватов за пояс. Отпускание лидером пояса соперника означает пораженеи команды.
Как и у других народов Западной Африки, специфические формы национальной борьбы фанти практически уступили место унифицированному западно-африканскому стилю «Лютте Традисионель» (традиционная борьба по французски). В наши дни борцовские состязания превратились в красочные представления, организованные как развлекательное шоу с использованием осовремененных традиций старинной сенегальской борьбы. Теперь это чисто мужские состязания, и об участии женщин в официальных состязаниях в этом виде спорта нет и речи.
Национальная борьба – традиционное развлечение юношей и мужчин Западной Африки, в том числе Игболенда, земли Игбо. Многие там считают борьбу чисто мужским видом спорта, плохо зная свою историю. Надо сказать, что Игболенд – уникальное место с точки зрения женского спорта. Традиции борьбы глубоко укоренились в культуре игбо – занимались ею представители обоих полов, ведь женская борьба – не чужда традиционной культуре игбо. У этого народа существовало целых четыре вида женских состязаний по борьбе.
К сожалению, гражданская война 1967-1970 г.г. существенно разрушила юго-восточные провинции Нигерии, которые провозгласили Республику Биафра. Война унесла многие жизни игбо и значительно разрушила инфраструктуру и уничтожила материальные ценности. По оценке, около трех миллионов человек погибло во время этого регионального конфликта, особенно пострадали женщины. Война также разрушила традиционные устои жизни игбо, в частности, традиции женского спорта.
Перед гражданской войной в Нигерии девушки и женщины Эхугбо состязались в борьбе на четырех ежегодных мероприятиях: “Мгба Акпуква”, “Мгба Узо Иви”, “Игба Суба” и “Очо”. Эта традиция называлась Мгба Умунваньи (женская борьба).
“Мгба Акпуква”. Акпуква (Икпапка, или Ока) означает кукурузу. Состязания в этом вид борьбы происходят в июле и в начале августа, когда поспевает кукуруза. Состязания по Мгба Акпуква проводились каждый второй год, после окончания соревнований среди мужчин, которые проходили в мае и июне. Девушек сопровождали самые сильные юноши (уму окоро) и недавно вышедшие замуж женщины (уму нчеква), которые состявляли судебную коллегию. Это было состязание, в котором каждая участница жаждала победить. Если борцовская схватка переходила в драку (что случалось нередко), юноши, выступавшие как охранники, разнимали драчуний. Состязания начинались с поединков юных девочек примерно семи лет, а заканчивались схватками молодых женщин, собиравшихся выйти замуж до конца текущего года. Жители двадцати семи деревень округа Эхугбо собирались в своих селениях на состязания. Мужчины боролись на главной деревенской площади «ого», а женщины – на специальной площадке неподалеку. Помолвленные девушки должны были бороться в селениях своих женихов. Во время состязаний между деревнями, девушка, которая считала себя обиженной другой девушкой, вызывала ту на поединок. В отличие от мужских состязаний, женские схватки не сопровождались барабанным боем, однако участницы исполняли специальные песни до и после поединков. Если юноша или молодоженка из судейской коллегии проявляли необъективность, из могли тоже вызвать на поединок. Поэтому слабаков среди судей не могло быть, а плохое судейство было редкостью. Борчихи опоясывали бедра специальным куском ткани, который завязывался на пояса. Остальные части тела были открыты.
“Мгба Узо Иви”. «Мгба Узо Иви» буквально означает «борьба на пути к воде». В этом состязании участвовали недавно вышедшие замуж женщины. Соревнования проводились в каждой деревне или деревенском квартале в первый день фестиваля сухого сезона («ико окочи»). Это был день, когда все недавно вышедшие замуж женщины должны были очистить путь к воде от сорняков и мусора. Эта работа заканчивалась тем, что участвовавшие в ней женщины боролись между собой (кроме беременных и больных), чтобы продемонстрировать силу, показать себя и «заткнуть рты» всем деревенским мегерам и сплетницам. Борцовские пары образовывались в соответстыии с комплекцией – навскидку, но и персональные вызовы на поединок также не были редкостью. Если борцовский поединок перерастал в драку, обеих участниц штрафовали. Во время этих состязаний судьей назначался один человек, который одевался в маскарадный костюм (окпаа) Он прекращал слишком затянувшиеся схватки легким постегиванием борчих кнутом. Если этого не происходило, побеждала та, которая бросила свою соперницу на землю.
“Игба Суба”. Еще одни необычные женские борцовские состязания происходили в Эхугбо во время так называемых ежегодных «полночных игр» («эгву онва») в марте-апреле (это время называли периодам собирания запасов – «окву»). Эти состязания, буквально означавшие «борись и вставай» были уникальны тем, что их целью было наказание за прегрешения, такие как отказ от участие в полночных играх, плохое или неподобающее честной девушке поведение, неуважение к родителям и старшим. Борцовские схватки происходили между часом и двумя часами ночи, и на них присутствовали только девушки и юноши для их охраны. Эти состязания проводились при абсолютной тишине, что бы они не выглядели как развлечение. Провинившаяся девушка становилась посередине круга и должна была бороться с каждой присутствующей девушкой ее возраста. Общее количество соперниц, желающих с ней бороться, не должно было превышать десяти. Первой выходила самая сильная, чтобы максимально ослабить провинившуюся. Другие дувушки и юноши плотно становились вокруг живой стеной, чтобы никто не смог убежать. Накузуемая девушка обязана была бороться со всеми, даже если ее быстро бросали на землю – преднамеренное падение не защитывалось, в этом случае схватка повторялась. По законам племени провинившимся девушкам запрещалось рассказывать об этом наказании родителям или мужу. Если оказывалось, что она им сказала, то нарушительнице предстояло пройти то же испытание, только против более старших и сильных женщин. Если же родные девушки все-таки узнавали о наказании из третих уст, они обычно не поднимали шума, чтобы эта девушка не подверглась повторному наказанию. Все понимали, что традиция игба-суба важга как воспитательная мера.
“Очо”. Эти девичьи борцовские соревнования проводились ежегодно в Эхугбо, хотя некоторые деревни в них не участвовали. Эти состязания проходили в сухой сезон, в середине ноября, и связаны были с инициацией юношей. После этого наступали трехмесячный период «ограничения женских игр» («ого»). В течение четырех дней, девушки-подростки из различных деревень встречались и устраивали борцовские состязания, длившиеся час. Юноши выступали в роди судей. Эти поединки всегда происходили с задором и пылом.
Борьба Диола называется Йег (по-диольский борьба) и отличается от других западноафриканских стилей (называемых Лаамб, или Ламб – борьба) более изощренной техникой и зрелищностью. (Поскольку традиционная национальная борьба диола постепенно уходит в прошлое, большая чать информации о йеге будет вестись в прошедшем времени).
Как и большинство других видов африканской национальной борьбы, йег вероятно представляет собой модифицированную версию реального боевого искусства. Традиционно африканские воины побеждали противника в рукопашном бою, резко бросая его со всей силы на землю, желательно головой. Диола (джола, йола) — народ, населяющий изолированные лесные районы по берегам реки Казаманс на юго-востоке Сенегала, проживающий также в южной Гамбии и в северной Гвинее-Бисау.
Женская борьба – это неотъемлемая часть традиционной туарегской культуры. Причиной поединка может быть утверждение себя в женском обществе, спор из-за любовника или просто желание померяться силами.
Неслучайно самым знаменитым правителем туарегов была женщина, королева Тин-Хинан (слева). Она считается духовным лидером древних кочевых племен и матерью-прародительницей» одного из крупнейших туарегских племен, живших в районе Ахаггар на юге современного Алжира.
Борьба у нубийцев известна с незапямятных времен. Данные ахеологии свидетельствуют, что жители древней Нубии (царства Куш) занимались не только вооруженной, но и рукопашной борьбой и самообороной без оружия – за тысячи лет до рождения Христа. Эпизоды нубийской борьбы запечатлены на старинных египетских храмах и гробницах. В мире нет других исторических свидетельств непрерывного развития боевых искусств такой давности. Расцвет нубийской борьбы пришелся на 12 династию Египта (20 век до н.э.). Все африканские виды единоборств ведут свое происхождение к нубийским единоборствам.
По утверждению самих нубийцев бороться они научились у обезьян, когда их далекие предки наблюдали за схватками этих животных, а затем сами стали делать то же самое.
В целом, тонганская борьба Пиитайя, или фангатуа (fangatua, fangatooa – «борьба, бороться») является борьбой вольного стиля в стойке с произвольным захватом руками за тело и пояс соперника. Как правило, схватка начинается с того, что соперники стремятся поудобнее схватить друг друга: «Если вызов на борьбу принят, оба противника как можно крепче схватывают друг друга с обеих сторон у пояса, и каждый из них старается приподнять и опрокинуть соперника на спину. Кого повалят – тот, тотчас не конфузясь, отступает. Кого бросят наземь, тот поднимается с улыбкою, если у него сломят руку, он преспокойно дает ее перевязать».
Архипелаг Тонга заселен людьми более шести тысяч лет назад. Он являлся одним из главным центров расселения людей по всем островам Полинезии. К двенадцатому столетию тонганские короли (Туи Тонга) контролировали огромную конфедерацию островов, которая включала Фиджи, Соломоновы острова на западе и Маркизские острова и Кирибати на востоке. Эта Тонганская империя просуществовала более 400 лет. Тонга – единственное государство в Полинезии, избежавшее формальную колонизацию.
Кулачный бой существовал в России начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны. Для обозначения состязаний кроме термина “кулачный бой” использовались такие как: “кулачки”, “бойовище”, “навкулачки”, “кулачная бойка”, “бойка”.
Массовые кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: “улица на улицу”, “деревня на деревню”, “слобода на слободу”. Летом бой проходил на площадях, зимой – на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.
Самый древний вид боя – “сцеплялка-свалка”, который часто назывался “сцепным боем”, “свалкой врассыпную”, “свальным боем”, “сцепельной схваткой”. Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех.
Самым распространённым видом кулачного боя был “стенка на стенку”. Это бой двух команд, построенных перед боем в две шеренги (стенки). Побеждала команда, которая сумела вытеснить противников за круг или добиться невозможности противников сопротивляться. Иными словами задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Обычно бой состоял из трех этапов: сначала дрались мальчишки, после них – неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые мужчины. Стенка, проигравшая “поле” (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой. Правила были простыми: запрещалось драться с тяжелым предметом в кулаке (“закладкой”), бить лежачего, бить “с крыла” (неожиданный удар сбоку или сзади); севший на землю боец считался пленным. Запрещалось также хватать противника за одежду. Несмотря на строгие правила, они соблюдались далеко не всегда. Подозрения в нечестности превращало стенку в зверскую драку и поножовщину.
Выше всего ценился “охотницкий бой” (“сам-на-сам”, один на один). Охотницкий кулачный бой проходил “на сшибку” или “на мазок”. Если бились “на сшибку”, то бой прекращался при сбивании противника с ног, а “на мазок” – бой длился до появления первой крови.
Редкой разновидностью боя “один на один” был поединок “удар на удар”. Собственно, это был не бой, а поочередный обмен ударами, от которых нельзя было уклоняться, разрешалось только закрывать руками наиболее уязвимые места. Удары наносились по жребию, пока кто-то из соперников не оказывался сбит с ног или не признавал себя побежденным.
Опытные бойцы нередко мерялись силой в старинной русской охотницкой борьбе (“не в схватку”), в которой разрешалось захватывать друг друга за пояс, рукав или ворот кафтана одной или обеими руками. В борьбе применяли броски через ноги. Наклонив противника в сторону, подбивали его ногу носком своей ноги и бросали на землю (подсечка). Время схватки не ограничивалось, а победа присуждалось тому, кому удалось первому бросить противника на землю. Дабы не рвать одежду, борцы иногда подвязывались длинные кушаки, которые обматывались вокруг пояса и перекладывались через левое плечо к правому к правому бедру.
Но охотницкий бой и борьба все-таки являлись спортом для избранных, в то время как в массовых побоищах принимал участие практически весь российский простой люд мужского пола.
На Руси не было школы единоборства – с учителями и тренировками, как это было, скажем, в Японских будо (джиу-джитсу, сумо, нагинатаджитсу и т.п.) или в английских школах бокса. Деревенские и слободские мальчишки с детства участвовали в драках и наблюдали кулачки старших, по ходу дела познавая «секреты мастерства». Никаких тренировок и отработок приемов не существовало.