01 Сентября 2013 Журнал “Самозащита без оружия“
Самбо ожидают перемены. Их, с учетом событий нынешнего года, просто не могло не быть. Итак, подготовлена новая редакция правил, где предлагается сократить количество весовых категорий до семи (как это сделали в спортивной борьбе), чистую победу присуждать за разницу в 8 баллов, исключить оценку «активность» и т. д. На обсуждение также выставлена идея разрешения удушающих захватов. Мнение представителей олимпийского движения услышано.
Сокращение количества весовых категорий и активизация спортсменов сделают телерепортажи с турниров интереснее. И это значительный шаг навстречу зрителям. Но надо понимать две вещи. Во-первых, самбо в том виде, в котором его хотят видеть чиновники МОК, будет очень похоже на дзюдо. Что, соответственно, снизит его олимпийские шансы. Зачем МОК два одинаковых вида спорта в программе? Во-вторых, внезапно вспыхнувший интерес к теме изменения правил (еще в начале октября доминировали противоположные тенденции) указывает на отсутствие четкой стратегии развития самбо.
Мы исходим из представления о том, что в современном мире изменения являются инструментом развития и реагирования на вызовы времени. Однако перемены должны быть следствием вдумчивого анализа накопившихся проблем, поиска решений и коллегиальных обсуждений.
Наивно думать, что изменения правил — достаточная мера, после которой самбо в полной мере будет соответствовать современным требованиям к видам спорта. Да, изменения в правилах назрели, но это только часть большого комплекса проблем. Давайте посмотрим, какие вызовы время предъявляет самбо.
ВЫЗОВ № 1. ИДЕОЛОГИЯ
Начать размышления о вызовах времени стоит с вопроса, который обсуждается на каждом крупном самбистском форуме, вызывает огромный интерес у простых любителей самбо, и который, судя по трендам, еще долго не будет решен. То есть с идеологии (синонимы: философия, миссия, концепция). Идеология — это набор связанных и концептуально оформленных принципов. Ее, кстати, взялись было формулировать несколько лет назад, но потом почему-то не сложилось.
Положа руку на сердце — в большинстве случаев спорту не нужна идеология. Ну какая особая концепция может быть у бега или прыжков в высоту? Беги, прыгай, плыви, бей, наконец, ногой по мячу. Главное, чтобы получалось быстрее, выше, сильнее, чем у других. Спорт — сам по себе идеология, куда входят, если мы говорим о спорте высших достижений, такие понятия, как атлетизм, эмоции состязаний и побед, путь к известности и славе. Если о массовом спорте — здоровье, активный образ жизни и долголетие.
Потребность в идеологии, то есть определении каких-то уникальных характеристик или потребительских ценностей вида спорта, возникает там, где есть конкурентная среда. Побродив немного в интернете, мы насчитали около 300 видов единоборств, из которых немалая часть присутствует и в России. Констатируем в этом сегменте не просто наличие конкуренции, а гиперконкуренции. Потребность в концептуальных формулировках возникает еще и в тех случаях, когда нужно собрать воедино разрозненные представления. Таким способом обозначаются границы вида, отсекается все случайное и второстепенное, выявляются ключевые особенности, которые должны получить развитие в будущем.
Давайте попробуем ответить на вопрос, что такое самбо. Род деятельности, этическая модель, историческое наследие? Все существующие определения на сегодняшний момент грешат противоречивостью и неточностью формулировок. Открытость ко всему новому и лучшему, как написано в «Википедии»? Это, скорее, слоган для внутреннего пользования. Кроме того, разве дзюдо или — с некоторых пор — спортивная борьба не открыты ко всему прогрессивному?
Конечно, хотелось бы понять, что есть самбо с точки зрения классовой принадлежности — вид спорта или система? Вот айкидо, например, предлагает поиск гармонии как в жизни, так и в додзё. Гармония не может быть агрессивной, поэтому в айкидо нет ударов. Зато есть дух единения Айки, дистанция безопасности Ма-ай и точка суми. Айкидоист учится не только боевому искусству, но и этикету, каллиграфии, культуре общения. То есть совершенствуется комплексно. Если самбо — такая же система, как айкидо, нужно объяснить из каких компонентов она состоит.
Кстати, потребитель в нашем динамичном мире с каждым годом становится все более требовательным, ждет чего-то эксклюзивного. Пару лет назад Рорион Грейси (создатель «Академии Грейси») сказал в эксклюзивном интервью нашему изданию: «Я активно занимаюсь продвижением диеты Грейси. Принцип питания, разработанный моим дядей Карлосом Грейси, появился в результате исследований и экспериментов, которые проводились в течение 65 лет. Диета напрямую влияет на здоровье человека, и я даже думаю, что она важнее, чем занятия джиу-джитсу». Именно так, один из славного клана Грейси сказал, что диета Грейси важнее джиу-джитсу Грейси. И сказал он это вовсе не потому, что невзлюбил родное единоборство, а потому, что слышит своих клиентов, понимает их ожидания и… да, открыт ко всему новому.
Примеры с айкидо и Грейси приведены здесь для того, чтобы подготовить почву для следующего утверждения. Идеология важна для тех, кто занимается организацией самбо — они должны понимать, что организовывают не только тренировки. Идеология важна для тех, кто занимается или хочет заниматься самбо — она поможет им сделать правильный выбор, наполнит их чувством достоинства за этот выбор. Идеология важна для тех, кто дает средства на развитие спорта — правильные ценности привлекают спонсоров. Идеология важна и для международных спортивных чиновников — они, наконец, поймут, чем самбо отличается от дзюдо.
Это настоящий вызов, который кто-то должен принять и дать достойный ответ.
ВЫЗОВ № 2. РАВНОПРАВИЕ
Равноправие — огромный блок вопросов. Часть из них относятся к административным структурам, управляющим самбо, часть — к самому виду спорта. Будем рассматривать только последние, исходя из тезиса, что требования к виду спорта базируются на демократических ценностях, современные нормах морали и признании приоритета личности человека над другими его характеристиками. Это значит, например, что в современном обществе не могут существовать виды спорта или дисциплины, имеющие гендерные ограничения. А если такие ограничения есть, значит, в самом виде спорта присутствует дискриминация по половому признаку и это, мягко говоря, плохо.
Любая дискриминация, как известно, осуществляется исключительно из благих побуждений. Например, женщин не допускают в «мужские» виды, потому что дамы «могут повредить своему здоровью». И, возможно, это правда — мужской и женский организмы имеют отличия. Однако вопрос стоит иначе — если вид (дисциплина) имеет признаки дискриминации, перспективы у него сомнительные. Надо менять правила и форматы с учетом женской физиологии. Или хотя бы сделать специальные поправки в правилах для женщин. Вы, конечно, догадались, что речь идет о боевом разделе самбо.
Без женского присутствия боевое самбо никогда не будет признано ни МОК, ни другими международными спортивными организациями. Вообще, в боевое самбо не только женщин не пускают, но бьют там до крови, что тоже не соответствует олимпийским стандартам. Для примера: в олимпийском тхэквондо поединки для женщин и мужчин проходят по одним правилам, а ударная техника ограничена — руками можно бить только в защитный жилет, целить же в голову разрешено исключительно ногами. И вряд ли МОК допустит на своих площадках состязания с более жесткими правилами. Так что нужно либо официально объявить, что самбо будет продвигаться в олимпийскую программу без боевого раздела, либо менять правила. Хотя, надо признать, боевое самбо в привычном жестком варианте является драйвером интереса к самбо во всем мире последние годы. Можно ли привести боевое самбо в соответствие с требованиями МОК и не растерять его привлекательности — загадка.
Вторая проблема равноправия связана с неравномерностью развития самбо. В самбо побеждают россияне, самбо управляют россияне, самбо финансируют россияне. За последние четыре года мужская сборная России только один раз оказалась в опасной близости ко второму месту на чемпионатах мира — в Ташкенте (2010), где разрыв между россиянами и белорусами составил 7 баллов (34 против 27). А в 2012 году в Минске дистанция между двумя этими сборными была уже ошеломительной — 50:25. 34 балла — самый худший результат российской сборной за последние четыре года, в то время как их соперники ни разу не завоевали больше 27. Худший женский результат за этот же период у россиянок — 47 в прошлом году, лучший — 55 в Вильнюсе (2011). Их соперницы ни разу не набрали больше 28. Аналогичная ситуация в боевом самбо. Командный пьедестал не балует разнообразием сборных — белорусы, грузины, украинцы, узбеки, казахи, иногда — болгары, монголы и туркмены. Такая вот дружба народов.
В рамках обсуждения данной темы часто вспоминают японское дзюдо, мол, там всем тоже заправляют японцы. Во-первых, это не так. Президент Международной федерации дзюдо — румын Мариус Визер (он же, кстати, возглавляет «СпортАккорд»), президент Европейской федерации — россиянин Сергей Соловейчик. Во-вторых, происхождение имеет значение. Японцы вместе с дзюдо предложили миру культуру и высокие технологии. Без них триумфа дзюдо не произошло бы. Надо понимать — международное сообщество принимает спорт с яркой национальной окраской только в одном пакете с другими ценностями.
Гендерное неравноправие и доминирование россиян — второй стратегический вызов.
ВЫЗОВ № 3. СТРАТЕГИЯ
Разработка стратегии — задача, которая начала было реализовываться некоторое время назад, но потом все утихло. Вероятно, камнем преткновения стал вполне понятный вопрос: стратегия для кого? Разумеется, любая стратегия, то есть обобщенный план деятельности на длительный период времени, вектор движения предназначен для организации, а не вида спорта. И если Международная федерация самбо может позволить себе формулировку а-ля наша цель — включение самбо в олимпийскую программу, то Всероссийская уже не может. Иначе получится странная цель: способствовать другой организации в достижении ее целей. Не говоря про маленькие национальные федерации, для которых актуальнее найти ресурсы для выживания.
Тем не менее развитие спорта без дорожной карты невозможно — движение будет либо хаотичным, либо зажатым в тиски какой-то древней парадигмы, с которой в отсутствие новых целеуказателей будет боязно расставаться. Хорошая стратегия имеет несколько признаков. Во-первых, она указывает направление движения всем, а не только избранным. Например, Олимпиада — это стратегическая цель исключительно для профессиональных самбистов и их тренеров, но не тех, кто занимается самбо ради здоровья. Такая цель разрезает сообщество на две части, оставляя большинство самбистов за бортом внимания.
Во-вторых, хорошая стратегия должна быть понятной. Велеречивые бюрократические формулировки, которыми зачастую наполняются официальные документы, никого не сплотят, но вызовут недоумение. Наконец, хорошая стратегия должна быть достижимой. Если стратегия вызывает сомнения (снова вспоминаем про Олимпиаду), значит, она не работает.
Стратегия не может существовать отдельно от идеологии, первая вырастает из второй.
ВЫЗОВ № 4. ПРОДВИЖЕНИЕ
Продвижение — связанное со стратегией понятие. Если мы хотим, чтобы наш продукт приносил запланированные дивиденды, мы должны его продвигать. Классическими инструментами продвижения являются реклама, СЯ, промоакции, ивенты, публицистика и т. д. С каждой из групп потребителей выстраиваются свои маркетинговые каналы. Однако каналы нужно чем-то заполнять. В условиях дефицита официальных ценностей маркетинговые каналы заполняются шоу-представлениями, фестивалями кофе и путевыми заметками. То есть смысловым мусором.
Давайте решим, является самбо национальным российским видом спорта или все-таки международным. Тут есть некоторая терминологическая путаница. Национальный вид спорта — это вид, который неразрывно связан с культурой какого-то народа, а другим народам он может быть совсем не интересен. Национальный вид спорта — это казахский кёк-бёрю (симбиоз скачек и борьбы за тушу козла), якутский хапсагай, бутанский дегор, финский песапалло, немецкий шлагбал. Самбо же формировалось в СССР с участием представителей народов, ныне имеющих собственную государственность. Допустимо ли с этической точки зрения использовать лозунг «Самбо — национальный российский вид спорта» в присутствии, скажем, грузин или украинцев? Не пишут же англичане при каждом удобном случае на стадионах «Футбол — национальный британский спорт». И американцы не пишут «Баскетбол — достояние США».
И канадцы не приватизировали хоккей с шайбой. Хотя гордятся своим спортивным наследием не меньше нашего.
Спорт — он для всех (см. вызов № 2). А внутри у него должны быть какие-то универсальные ценности, понятные и разделяемые всеми жителями земного шара. Иначе это действительно будет национальный спорт, то есть занятие для людей, принадлежащих определенной этнокультурной группе.
Второй коварный вопрос — какие субъекты должны быть задействованы в процессе продвижения самбо? В рамках концепции «Самбо — в Олимпиаду», которая по умолчанию заменяет и стратегию, и идеологию, такими субъектами являются три головные федерации (ФИАС, ВФС и ЕФС), все остальные де-факто — объекты. Соответственно, каналы выстраиваются преимущественно по линии СК. А критериями успешности служат получение/неполучение финансирования, получение/неполучение признания — значимые, но не исключительные признаки.
А что делать всем остальным? Кстати, мы так и не знаем число занимающихся самбо в мире, что, разумеется, нонсенс. Согласно странной заявке ФИАС в МОК, датированной 28 сентября 2013 года, во всем мире самбо занимается 4218 человек. Четыре тысячи двести восемнадцать человек! Это, конечно, означает только то, что адекватной статистики не существует. Но чтобы понимать обоснованность олимпийских претензий, посмотрим на данные конкурентов. ЛР, куда входит 198 национальных федераций дзюдо, указывает цифру в 28 миллионов. МКР декларирует 20 миллионов каратистов. Разумеется, можно ожидать, что самбистов теперь насчитают не менее 9-10 миллионов, но желательно все-таки оперировать реальными цифрами.
Так вот — что делать всем остальным, пусть не 20 миллионам, но все же самбистам в мире? Ходить на пикеты к штаб-квартире МОК? Или смотреть ближайшие десять лет с надеждой на представителей руководящих органов ФИАС, помня, что сегодня обсуждается инициатива, претворение в жизнь которой лишит низовые организации возможности принимать участие в развитии самбо?
Собственно, вариантов продвижения всего два. Либо, опираясь на широкую поддержку низовых организаций, клубов, региональных федераций, двигаться широким фронтом, либо передать все властные полномочия ударной группе из нескольких чиновников, которые в узком кругу с чиновниками других структур будут определять будущее самбо. Какой из видов промоушена станет официальным — покажет время. А сейчас просто хочется констатировать, что создание идеологии и стратегии — пункты, которые хронологически должны предшествовать началу мероприятий по продвижению.
Иначе получится как в веселой шекспировской комедии — много шума из ничего.
ВЫЗОВ № 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ
Разумеется, мероприятия по продвижению требуют наличия соответствующего бюджета. Вернее, размах промоушена должен соответствовать материальным возможностям управляющих организаций. Ну и тут новый вопрос — у кого просить средства, у государства или негосударственных структур (если, конечно, какой-то выбор вообще есть)? Государство — самый надежный партнер, но в отношении государства надо понимать две вещи. Во-первых, спорт не должен зависеть от политической конъюнктуры. Деньги в обмен на медали — это предсказуемая игра, которая может привести к нарушению олимпийского принципа fair play.
Риски необходимо хеджировать, находя альтернативные источники финансирования, например, в частном секторе. Но тут возникает очередной коварный вопрос — как учитывать интересы разных групп инвесторов, если они имеют полярный характер? Ответ прост — надо делать выбор, исходя из базовых принципов, которые прописаны в стратегии и идеологии. Часто слышатся утверждения: найти бы хоть какие-то средства, не до идеологии. Это стандартная ошибка начинающих проектных менеджеров — искать ресурсы до написания проекта. Если разработан план развития, инвесторы найдутся. Государство, как и частный бизнес, хочет получить не только и даже не столько отдачу на вложенный капитал, сколько понять, на какие цели и как эффективно были потрачены деньги.
Во-вторых, если для стимулирования интереса государства к самбо в России нужно было десять лет вести активную патриотическую пропаганду, что делать, скажем, немецким тренерам? У них ведь такая финансовая модель работать не будет, потому что ни члена ландтага, ни какого-нибудь баварского предпринимателя фразой «Самбо — национальное достояние России» не проймешь.
В разных странах и федерациях известны несколько способов получения финансирования из частного сектора: продажа телевизионных прав и рекламы, сбор абонентской платы, привлечение спонсоров, создание коммерческих предприятий и проектов и т. д. Выбор зависит от страны и складывающейся в ней экономической ситуации, но он есть всегда. А понятная, отлаженная, возможно даже универсальная для всех континентов система финансирования вида спорта не только позволит расширять географию самбо, но и уравняет шансы национальных федераций. Ведь без финансирования спортсмены не могут даже выехать на турнир за пределы родного города.
ВЫЗОВ № 6. ПРАВИЛА
То что, наконец, решили посягнуть на священную корову — это признак развития. Конечно, появится множество противников изменения правил. Там, где раньше было девять чемпионов и девять тренеров чемпионов, в будущем, возможно, останется только семь. Два тренера и два экс-чемпиона пополнят список недовольных. Но, к сожалению, иного пути нет. Современный спорт должен учитывать интересы зрителей и форматы телевидения. Главное, не переусердствовать. Например, стоит ли вводить удушения?
В реформах нуждается и система определения квалификации спортсменов. Сейчас такая система существует только в России и некоторых странах СНГ, и опирается она на старую советскую систему разрядов и званий. Которая в свою очередь строится на нормативном документе под названием «Единая всероссийская спортивная классификация». Японцы в дзюдо используют систему поясов, которая получила широкое признание во всем мире и других единоборствах. Это очень понятная система, которую легко скопировать.
В самбо необходимо внедрить международную систему подтверждения квалификации, причем неважно, будет ли она опираться на ЕВСК или японские пояса.
Наконец, важно создать мировой рейтинг самбистов, который бы регулировал допуск спортсменов на соревнования определенного уровня. Принципы формирования рейтинга также можно скопировать у смежников.
Шесть вызовов времени, шесть проблемных зон. Появятся ли на них соответствующие ответы, или проблемы будут признаны незначительными и проигнорированы?
Автор: Зеленский Григорий