Откуда пошло словосочетание «физическая культура»?
Пионерское звено, созданное при фабрике «Красное знамя», на физкультурных занятиях. Петроград, 1923

Откуда пошло словосочетание «физическая культура»?

Всесоюзный день физкультурника учрежден Советом Народных Комиссаров СССР. Это было сделано в 1939 году для популяризации спорта и здорового образа жизни в стране.

Впервые праздник прошел 18 июля. Затем каждый год для него выбирали новую дату. И только через 12 лет решили отмечать всегда во вторую субботу августа.

В то время спорт развивался в СССР небывалыми темпами. Появилось много спортивных обществ. Например, «Динамо», «Спартак» и др. Придумали комплекс ГТО. Постоянно проводили спартакиады и соревнования.

Традиционно его отмечали выступлениями победителей чемпионатов и соревнований. Одним из самых ярких значимых и особо значимых мероприятий был массовый парад физкультурников. В нем принимали участие около 45 тысяч человек со всей страны. Сначала парад проходил на Красной площади, позже — на стадионе «Динамо».

Массовая пропаганда физкультуры началась в России в конце 1920-х годов. Тогда прошли первые спартакиады. И с тех пор правительство не сворачивало с выбранного курса, понимая, что спорт — это здоровье нации. Даже во время Великой Отечественной войны в Москве проводили эстафеты.

Надо отметить, что в истории человеческого общества всегда были какие-либо формы физического воспитания. Так откуда пошло словосочетание «физическая культура»?

По исследованиям В.В. ГРИГОРЕВИЧА

На рубеже XVI-XVII вв. были достигнуты значительные успехи в есте­ственных науках: астрономии, физике, математике. Успешно развивались химия, геология, зоология, ботаника, география и картография. Новые откры­тия были сделаны в медицине и анатомии благодаря трудам А. Везалия, У. Гарвея и М. Сервета, изучавших систему кровообращения. Этот период счи­тается началом естественнонаучного переворота, когда потребность в обобще­нии полученных эмпирических данных, а также в обмене научной информацией неизмеримо возросла.

В социально-политическом плане главенствующее место в Европе ста­ла занимать Англия, в которой впервые после революции 1640 г. стали ут­верждаться буржуазные отношения как определяющий фактор обществен­ного прогресса в Старом Свете. Также Англия начала занимать передовые позиции и в финансово-экономических отношениях, особенно в торговле и морском деле.

Наряду с этим и в вопросах просвещения наиболее передовые люди Англии считали, что образование и воспитание широких народных масс является пана­цеей от всех социальных бед. Это течение называлось «просветительский ра­ционализм» и выражалось в стремлении включить в учебные программы как можно больше познавательного материала.

В начале XVII в. в Англии сохранялся кастовый характер физической куль­туры. Аристократия отбрасывает систему рыцарского физического воспи­тания, оставляя лишь элементы танцев и фехтования. Среди крестьянства по-прежнему популярны народные массовые игры, различные силовые состя­зания. Королевский прокурор Роберт Довер в 1604 г. организовал состязания под названием «Олимпийские игры», проводившиеся в течение нескольких дней по всей стране. Король Яков I издал книгу под названием «Книга о спор­те», в которой описывает методику применения популярных в народе физиче­ских упражнений. Он также разрешил устраивать состязания по случаю ярма­рок, праздников и после воскресных молебнов.

Буржуазная революция 1640 г. привела к ломке устоявшихся форм обще­ственных отношений, в том числе и в сфере физической культуры.

Новые взгляды на физическую культуру в Англии были сформулированы известным просветителем, философом Джоном Локком (1632-1704). Он ро­дился в семье судейского чиновника. В 1652 г. поступил в Оксфордский уни­верситет, после окончания которого в нем же преподавал греческий язык и ри­торику. Локк являлся идеологом «славной революции» 1688 г. в Англии, явившейся компромиссом между буржуазией и аристократией и положившей начало конституционной монархии в Англии.

Основным философским трудом Локка является произведение «Опыт о человеческом разуме», посвященное проблеме происхождения знания. Среди главных педагогических трудов – работа «Некоторые мысли о воспитании» (1693), в которой Локк излагает свои взгляды на проблемы воспитания. Наи­более важным в воспитании детей Локк считал выработку характера и воли у детей, их нравственное воспитание. При этом он подчеркивал значение при­мера взрослых, необходимость индивидуального подхода к детям и учета дет­ской психологии.

Д. Локк указывал на необходимость учета возрастных особенностей детей при обучении, высказывал требование, чтобы для маленьких детей обучение было игрой и развлечением, ориентировал на любознательность ребенка, на со­общение учащимся реальных, практически полезных знаний, требовал соче­тать умственный труд с обучением ремеслам, с ручным трудом, осуждал схола­стичность в обучении.

Педагогика Локка была обращена к состоятельным людям из дворян и буржуазии и имела в виду воспитание и обучение «джентльмена», «делового человека». Люди разного социального положения, утверждал Локк, одинаково наделены разумом и способностями, и различия, которые имеются между ними, обусловлены не природой, а разными условиями жизни и воспитания. Он предлагал создавать школы для детей бедняков (за счет общинных благо­творительных средств), в которых бы готовились будущие рабочие для ману­фактур. Вместе с тем Локк справедливо полагал, что проблему воспитания нравственного человека невозможно решить только в школе, так как школа -сколок с общества, а общество таково, что воспитывает безнравственных людей. Поэтому он большое значение придавал воспитанию в семье.

Взгляды Джона Локка на физическое воспитание рассматриваются сквозь призму воспитания английского джентльмена, т.е. представителя той обще­ственной категории, в которой в то время сочетались признаки дворянина и буржуа. Главной ценностью общества и индивидуума Локк считал труд, ос­уждая при этом бездеятельность и леность, бесполезные забавы и игры. Путем воспитания, считал Локк, необходимо сделать из молодого англичанина актив­ного и деятельного джентльмена, в котором нуждалось английское буржуазное общество, который мог бы одинаково отстаивать свои интересы как в обще­ственной, так и личной жизни, на море и в бою. Условием для этого является со­вершенствование не только духа, но и тела. Неспроста его работа «Некоторые мысли о воспитании» начинается цитатой римского поэта Ювенала: «В здоро­вом теле – здоровый дух». Поэтому он считает здоровье залогом счастливой жизни и активной жизнедеятельности. Для этого рекомендуется всесторонняя закалка организма посредством плавания, пребывания на свежем воздухе, фи­зических упражнений, а также хорошего сна и простой, здоровой пищи. Верхо­вой езде, считал Локк, необходимо уделять лишь столько времени, сколько это необходимо для здоровья. Он также не одобрял чрезмерного увлечения фехто­ванием, достаточно было овладеть лишь необходимыми навыками самооборо­ны. Высокая же степень овладения мастерством фехтования, считал Локк, будет провоцировать молодых людей к ссорам и дракам. Значительно более полезным занятием он считал борьбу. Танцы Локк рассматривал как способ обучения благородным манерам, умению непринужденно вести себя в обще­стве, а также выработки легкости движений.

Локк выдвинул спорную теорию активного отдыха, говоря, что «отдых и развлечение… не есть праздность, а снятие нагрузки с утомленного тела путем выбора нового направления… деятельности». Поэтому он отрицательно от­носился к подвижным играм, играм в мяч, называя их «бесполезными и скучными играми», считая, что ручной труд является лучшей формой досуга и раз­влечения.

Вместе с тем заслугой Локка является признание важности значения физи­ческого здоровья человека, активной деятельности в заполнении свободного досуга людей.

В конце XVII в. в Англии сложился так называемый спорт джентльменов, получивший свое распространение среди богатой буржуазии. Она крайне редко занималась спортом лично, однако с большим удовольствием устраива­ла конные состязания, соревнования по бегу и боксу. При этом устроители со­стязаний попутно заключали пари на победителей конных скачек, в последую­щем в этот процесс были включены и зрители. На ипподромах были отведены специальные площадки (ринги), где букмекеры принимали ставки. Нередки на таких рингах бывали драки из-за всевозможных злоупотреблений во время сделок. Зачастую такие потасовки становились для зрителей более интересным зрелищем, чем сами скачки. И поэтому предприимчивые организаторы попы­тались придать этим дракам цивилизованные формы кулачного боя, запретив появляться на ринге с палками, ножами и другим оружием. Зачастую обще­ственное мнение зрителей было главным арбитром в кулачном бою, устанавли­вая правила боя и допустимые приемы (запрещалось хватать за волосы, бить ногами, душить и т.д.).

Таким образом, бокс становился видом самообороны и разрешения споров и конфликтов. Положительным образом на развитие бокса повлияло и отноше­ние дворянства, которое считало, что навыки, полученные в фехтовании, удоб­нее применять в боксе, чем в борьбе. И поэтому многие мастера фехтования пе­решли к овладению «благородным искусством самообороны».

После обретения популярности бокс во время конных скачек выделился в самостоятельную деятельность, на которую также делали ставки и заключа­ли пари. Достаточно красочно описывает сцену боксерского поединка Виктор Гюго в романе «Человек, который смеется» (гл. XII).

Аристократическая сторона джентльменского спорта состояла в организации закрытых клубов по интересам. В клубах аристократы вели активную обществен­ную и развлекательную жизнь. Для спортивной деятельности использовались верховая езда, охота, катание на яхтах, коньках, игра в крикет, гребля.

В 1742 г. создается Эдинбургский конькобежный клуб – первое в мире об­щество фигурного катания на коньках. Стать членом клуба могли только лица, заплатившие большой членский взнос и сдавшие приемные испытания, среди которых было требование уметь перепрыгивать на коньках через различные препятствия, а также проехать полный круг на одном коньке. Следует отме­тить, что первым пособием по фигурному катанию была книга Роберта Джон­са (1722), в которой излагается техника катания на внутренней и внешней сто­роне конька, торможения, различных прыжков и катания спиной вперед.

Наиболее популярным состязанием среди джентльменов была игра в кри­кет, не требовавшая больших усилий и избегавшая противоборств и других опасностей, по сравнению с боксом или футболом. Считается, что первый клуб по крикету был организован в одном из графств Англии еще в 1666 г.

Проведение состязаний вызвало потребность в создании специальных пра­вил соревнований. Считается, что начало этому было положено в 1709 г. публи­кацией в Лондоне условий скачек, где говорилось, как можно делать ставки, описывались результаты предыдущих скачек, ограничения на ставки и другие моменты состязаний. С 1727 г. издаются программы скачек на год вперед, а также правила их проведения, что можно считать первыми официальными правилами соревнований.

В 1732 г. Джек Браутон на основе народных общепринятых правил драки со­ставил первые правила бокса под названием «Лондонские правила». В них ого­варивались разрешенные и запрещенные удары и приемы. В дальнейшем пра­вила совершенствовались, произошло разделение на легкую и тяжелую, а затем и среднюю весовые категории. Все это позволило значительно расши­рить соревновательные рамки бокса.

Общественная роль соревновательного спорта проявлялась, прежде всего, в прогрессе новых технологий: в коневодстве, торговле, военном деле. Желание побеждать на скачках привело к выведению новых пород быстроходных лоша­дей, их специальной подготовке к скоростным нагрузкам и к соревнованиям на выносливость. Эти данные потом использовались и в тренировках легкоатле­тов. Результаты состязаний скороходов, конькобежцев, гребцов использова­лись торговцами для быстрой и эффективной доставки товаров на различные расстояния. Ряд спортивных состязаний (например, по шахматам) стал непре­менным атрибутом общественной жизни завсегдатаев лондонских и париж­ских кафе. В кафе «Режанс» в Париже нередко заходили поиграть в шахматы, поучаствовать в философских спорах Вольтер, Дидро и Руссо.

Международное влияние спорта джентльменов заключалось в проникнове­нии этого явления в другие страны. Посещавшие Англию аристократы из стран континентальной Европы распространяли полюбившиеся им спор­тивные увлечения в своих странах. Прежде всего это были фехтование, крикет, конные скачки, облавные охоты. Также они внедряли элементы соревнователь­ности в национальные виды спорта, например в Голландии в состязания конько­бежцев и игры с мячом на льду. В Испании были модернизированы бои быков.

В английских и французских колониальных странах популярным стало кол­лекционирование охотничьих трофеев.

Наряду с безобидными спортивными состязаниями в Англии в первой по­ловине XVIII в. возрождались кровавые зрелища: схватки собак, петушиные бои, травля быков, схватки собак с быками, медведями, барсуками и крысами. В городах они устраивались на городской площади или прямо на улице, в сель­ской местности – перед трактирами. Существовали даже определенные дни пе­тушиных боев для джентльменов.

Таким образом, можно утверждать, что в XVII – первой половине XVIII вв. именно Англия стала колыбелью современного соревновательного спорта. Предпосылками этому послужили буржуазные революции, сломавшие сослов­ные барьеры в сфере физической культуры и привнесшие в нее дух наживы и предпринимательства. Вместе с этим была улучшена организационная сторо­на спортивной деятельности: выработаны общепринятые правила состязаний, исключалась стихийность в их проведении, начала применяться измеритель­ная техника. Старые атлетические состязания стали формироваться в отдель­ные спортивные дисциплины.

Поделиться в социальных сетях

OK
Telegram
VK

Фильтры

Цена
425000
Категории

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов.
Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.