«Рукописи не горят…», – все помнят эти бессмертные строчки Михаила Булгакова из романа «Мастер и Маргарита». Они как нельзя лучше подходят к рукописи Владимира Иванова, написанной им в декабре 1936 г.
Многие из нынешних руководителей кафедр, несомненно, не отказались бы подробнее узнать, как была создана их кафедра, что предшествовало этому, какие были программы, первые выпуски… Поэтому огромная удача, прежде всего для кафедры ТиМ единоборств, получить из «первых уст» ответы на все эти вопросы от основателя и первого заведующего кафедрой защиты и нападения (борьба, дзюдо, тяжелая атлетика, бокс, фехтование) Владимира Александровича Иванова.
В письме Владимир Иванов подводит итог своей 15-летней работы: «О борьбе за создание кафедры борьбы при ГЦОЛИФК им. Сталина» (в то время вуз носил имя руководителя страны). Он пишет, что в результате упорного труда был создан полный курс по борьбе – это было первое начинание в СССР, т.к. “никаких учебных пособий и программ такого масштаба до сих пор не было”.
Несмотря на успехи кафедры, ставшей одной из ведущих и мощных кафедр института, в апреле 1936 г. выходит приказ ГЦОЛИФК о создании самостоятельных кафедр с назначением ответственных преподавателей, но В.А.Иванову места не нашлось. Он вынужден был уйти из института. В рукописи чувствуется и гордость за результаты своего труда, и огромная боль из-за несправедливости…
Он учил своих учеников побеждать, уметь отстаивать правоту своих убеждений, идти вперед до конца, таков был он сам, и рукопись тому подтверждение.
Рукопись В.А. Иванова «О борьбе за создание кафедры борьбы при ГЦОЛИФК им. Сталина»
Начало моей борцовской карьеры, если можно так выразиться, совпадает с моим поступлением в Московский Государственный центральный институт физкультуры. Поступил в институт в 1921 г. и был чрезвычайно удивлен тем, что мне, уже мастеру – гимнасту и мастеру – борцу не представилось возможности тренироваться в институте ни по гимнастике, ни по борьбе!!! В институте в тогдашние времена была установка на педагога физкультурника типа Лесгафта, на педагога, который не должен сам показывать преподаваемый материал, а должен только объяснять его.
К тому же большая часть людей, сидящих в правлении института, была настроена определенно против упражнений по снарядам, а о борьбе и поднятии тяжестей не хотела и слышать!!! Для поддержания своей формы и совершенствования мне пришлось тренироваться по гимнастике, борьбе и подняти тяжестей в Главной военной школе образования трудящихся. По мере того, как все эти виды стихийно стали распространяться и затем уже физкультурные руководители организации взялись за постановку всех этих видов спорта, институт вынужден был позаботиться хотя бы о том, чтобы студент института изучал уже гимнастику, хотя бы ознакомился с борьбой, с боксом, поднятием тяжестей. Кроме всего этого и в институте подобралась компания любителей – борцов, которые стали тренироваться во внеурочное время.
Принимая во внимание задачи с мест о руководителях по борьбе, поднятию тяжестей и боксу, институт начал с того, что ввел в комплекс изучение различных спортивных дисциплин и дисциплин защиты и нападения, т.е. борьбу, бокс и поднятие тяжестей.
Первые программы были рассчитаны на 18-20 часов, затем на 25-30 часов. Конечно, студент, пройдя курс по борьбе таким мизерным количеством часов, мог только ознакомиться с этими видами. И в то время ни один студент, оканчивающий институт? не мог и думать о том, чтобы преподавать курс защиты и нападения.
В 1933 г. в момент резкого изменения политики физкультурной работы, выразившейся в борьбе за высокие технические достижения, за советского мастера спорта, перед институтом вопрос о создании тренеров – специалистов по различным дисциплинам, в том числе и по борьбе встал во всю ширь. В поисках рационального пути создания таких тренеров узкой специальности институт начал это дело со школы по борьбе, и я был назначен начальником этой школы. До этого момента студент имел программу-минимум в 38 часов.
Школа по борьбе дала сразу блестящие результаты и на следующий учебный год (1934) школа уже переформировались в спортивно – технический факультет со специализацией по различным спортивным дисциплинам, в том числе по борьбе.
Эти мероприятия сразу же увеличили число желающих специализироваться по борьбе, и в число слушателей спортивно- технического факультета были приняты целый ряд мастеров по борьбе включительно до чемпионов СССР.
Сделав свое дело, факультет был на следующий год переформирован в Высшую спортивную школу, по окончании которой студент получал звание тренера по одному из видов спорта. На других же факультетах также была введена специализация (на III, IV курсах).
Передо мной встал вопрос о создании широкого курса по борьбе, курса, в которой бы была основательно пройдена систематика, терминология, методика обучения борца, методика тренировки борца и техника борьбы в полном объеме.
Это было первое начинание в СССР, а так как никаких учебных пособий, никаких программ такого масштаба до сих пор не было, то мне пришлось, руководствуясь своими знаниями общего и частного порядка, своим богатым опытом борца, тренера и преподавателя составить программы по специализации с ресурсом в 700 и 1000 учебных часов. Пришлось также создать такие разделы программы как систематика, методика обучения и методика тренировки борца, до сих пор основательно в большом масштабе нигде не читавшийся.
Кроме того, удалось привлечь к преподаванию массажа известного детского массажиста т. Канерва, знакомого мне по Финляндии.
В результате упорного труда удалось создать полный курс по борьбе, включая туда и спортивный массаж. Благодаря энтузиазму студентов – борцов, поступивших на спортивно – технический факультет, и студентов – борцов других факультетов, благодаря дружной работе преподавательского коллектива того времени, мои труды воплотились в жизнь, и в 1936 г. был произведен первый выпуск тренеров – борцов, имеющих две специальности: борьбу и массаж. К сожалению, в связи с переформированием спортивно – технического факультета в Высшую школу тренеров это хорошее начинание: соединение специальности по борьбе и массажу, было ликвидировано и оставлена специальность по борьбе с меньшим количеством часов, а на основном факультете борьба является сейчас только добавочной специализацией с мизерным количеством часов (100 часов).
Одновременно с развертыванием работы по борьбе, боксу, дзю-до, поднятию тяжестей была сформирована кафедра защиты и нападения под моим руководством, являлась одной из ведущих и мощных кафедр института. Но по прошествии 2-х летней плодотворной работы по каким-то совершенно непонятным причинам кафедра была расформирована и были сделаны отдельные дисциплины во главе с ответственными преподавателями данных дисциплин, причем курс борьбы получил название кафедры, а остальные дисциплины остались только дисциплинами.
Подводя итог работы в ГЦОЛИФК им. Сталина, вспоминая все трудности, которые пришлось преодолевать, создавая нынешний курс по борьбе, вспоминая, сколько было затрачено энергии на это дело, с одной стороны, получаешь полное удовлетворение результатами своей работы, а, с другой стороны, становишься в недоумении тем обстоятельством, что, создавая и создав это дело в течение 15 лет в ГЦОЛИФК им. Сталина, в настоящее время не имеешь возможности работать в качестве педагога по борьбе, развивать и совершенствовать это дело больше.
Заслуженный мастер спорта В.Иванов 19/XII 1936 г.
К вышеизложенному добавлю, в июне 1938 его расстреляют как врага народа, а в 1956 году реабилитируют с формулировкой “по приговору чрезвычайной «тройка» был расстрелян по ложному обвинению в шпионаже в пользу германской разведки…”