Нил Николаевич Ознобишин

Русский артист цирка, один из предшественников или даже создателей самбо. Советские основатели самбо использовали наработки Ознобишина.

Дата рождения: 1892

Турниры

 Годы жизни: 1892 — 1942. 

Потомственный дворянин. Происходил из состоятельной семьи коммерсантов. Получил домашнее образование, владел пятью иностранными языками. Несмотря на дворянское происхождение, стал работать в цирке. Был велофигуристом в труппе иностранных артистов Бостонс. С гастролями объездил много стран, изучил несколько иностранных языков. Являясь большим любителем бокса, посещал знаменитые боксерские матчи своего времени.

В 1915 году принял участие в первом чемпионате Москвы по боксу. В 1918—1926 годах тренировал солдат Красной Армии.

Литературной работой занимался с середины 1920-х годов, писал преимущественно по вопросам циркового и иллюзионного искусства, а также по технике рукопашного боя.

В области фокусов наиболее значительной работой Н. Н. Ознобишина стала книга «Иллюзионы», опубликовнная в 1929 году. Издание изобиловало массой ошибок и неточностей, тем не менее это была одна из первых в Советском Союзе книг по иллюзионному искусству, фактически остававшаяся единственным изданием такого рода вплоть до второй половины 50-х годов, когда в СССР вышли в свет книги Э. Т. Кио и А. А. Вадимова.

В 1930 году издательство НКВД РСФСР опубликовало книгу Н. Н. Ознобишина «Искусство рукопашного боя». Однако вскоре это пособие, содержавшее одну из первых в нашей стране систем «боевого стиля», попало в разряд запрещенных. Книга была изъята из магазинов и библиотек и уничтожена. Уже в наше время книга несколько раз переиздавалась.

Книга “Искусство рукопашного боя” считается одним из самых толковых, полных и полезных пособий по самозащите. А советские основатели самбо использовали наработки Ознобишина при создании отечественной школы борьбы.

В 1941 году в результате ложного обвинения Н. Н. Ознобишин был арестован и сослан на пять лет в Казахстан. О дальнейшей его судьбе сведений нет.

Система Ознобишина основана на делении возможной «дистанции боевого соприкосновения» противников на шесть частей.

  • дистанция револьверного выстрела или удара тростью;
  • дистанция удара ногой;
  • дистанция удара кулаком;
  • дистанция боя вплотную в стойке без обхвата;
  • дистанция боя вплотную в стойке с обхватом, приёмы борьбы;
  • бой лёжа на земле.

В соответствии с выделенными дистанциями книга содержит главы, посвящённые технике и тактике боя на каждой из них (кроме трости).

На момент их разработки, идеи Ознобишина были революционными для своего времени. Впоследствии, идея разбивки зоны поединка на дистанции доказала свою жизнеспособность, многие другие выдающиеся мастера боевых искусств и разработчики методик рукопашного боя так же выделяли несколько боевых дистанций (например, Брюс Ли в разработанном им джиткундо; семья Грейси — зелёную внешнюю, красную и зелёную внутреннюю зоны уличного джиу-джитсу; А. С. Фёдоров в комплексе приёмов самбо по задержанию злоумышленников для сотрудников милиции). Другой немаловажной наработкой Ознобишина было исследование особенностей психодинамики уличной схватки, отличной от психодинамики спортивного поединка, несостоятельность имеющихся методичек в плане подготовки спортсменов правильно реагировать в непривычной для них обстановке (психологическая завязка схватки — без гонга, команд рефери или арбитра, схождения соперников к центру ринга или ковра и проч.) и несоблюдение бандитами каких-либо правил, применение разного рода уловок, «грязных» приёмов и т. п.

Фильтры

Цена
425000
Категории

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов.
Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.