Кто такой «Зумыд ош»?

Кто такой «Зумыд ош»?

В Республике Коми есть несколько национальных видов спорта, которые основываются на культуре и обрядах коренного населения. Так, в последнее время на фестивалях и праздниках часто можно увидеть гонки на лямпах (охотничьи лыжи), прыжки через нарты, гонки на оленях и т.д. Среди них все большую популярность набирает борьба «Зумыд ош».

Корни борьбы «Зумыд ош» прорастают с дохристианских времен, когда жизнь коми человека тесно была связана с лесом и охотой. Жизнь на суровом севере не назовешь легкой, и охотнику нужно быть сильным и выносливым. Ведь зачастую мужчины уходили на промысел на несколько долгих месяцев, во время которых они оставались с дикой природой один на один. Среди краеведов и историков есть теория о том, что состязаясь в коми борьбе, охотники тренировали свою силу и выносливость, и подобные бои были не редкостью в ту эпоху.

С тех пор много воды утекло, не осталось мужчин, которые могли бы поведать о национальном состязании. Все изменилось во время турнира по самбо в Усть-Куломском районе, когда у спортсменов и тренеров родилась мысль возродить коми борьбу. Огромный вклад в эту работу положил тренер из села Помоздино Александр Глуханич, создав в свое время этот необычный вид спорта, разработав и правила самобытных состязаний на коми и русском языках. Уже в 2013 году в Корткеросском районе была создана федерация национальной борьбы.

«Зумыд ош» в переводе с коми языка означает сильный медведь. Медведь вообще один из знаковых персонажей в мифологии древних коми: он издревле считался существом, обладающим сверхъестественными способностями, а главное – силой.

Существует легенда, которая описывает происхождение основ борьбы. Жили-были два брата, которые не смогли поделить родовые угодья. Тогда их отец предложил им померяться силами, чтобы определить, кому же отойдут угодья. Братья долго боролись, но никто не смог взять вверх. Тогда отец сказал: «Встаньте в круг. Кого первым вытолкнут, тот и проиграл». Один из братьев сумел поднять соперника над собой, собираясь уже бросить брата на землю, остановился и предложил ему забрать охотничьи земли. «Возьми угодья себе, от злобы я стал зверем и чуть не убил тебя…», – с этими словами брат отпустил брата. Тогда отец и сказал: «Сын, ты не прав. Ты превратился не в зверя, а в медведя. Медведь – это не зверь, это мудрость».

Особенности национальной борьбы

Борьба «Зумыд ош» делится на несколько этапов. Первый называется «ош тыш» (схватка медведей). По правилам в центре круга борются два спортсмен, их задача – вытолкнуть соперника за периметр круга, либо уложить его на лопатки. Так же допускается поднять оппонентанад землей и продержать так три секунды. При этомзапрещены удары руками и ногами, болевые приемы, захваты за волосы, давление на глаза.

Перед поединком бойцы всегда поднимают ладони вверх, так они показывают, что ладони пустые и бой пройдет честно. Как отметил РусланЩербаков, борьба основывается на повадках медведя, именно так «хозяин леса» встает на дыбы и пытается напугать другого медведя.

Основой этой этноборьбы являются самбо и дзюдо. Каких-то конкретных приемов нет, но при этом национальная борьба вобрала в себя все лучшее от других видов единоборств. Так «Зумыд ош» периодически пополняется новыми приемами.

Второй этап национальной борьбы называется «ён морт» (сильный человек). Это альтернативный способ выявить более ловкого и сильного, подходящий для менее подготовленных спортсменов.

Источник

Поделиться в социальных сетях

OK
Telegram
VK

Фильтры

Цена
425000
Категории

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов.
Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.